Торгово-промышленная палата Российской ФедерацииНО «Топливно-энергетический союз»Ассоциация российских банковМосковская международная бизнес ассоциация
   

консалтинговое сопровождение
юридическое сопровождение
привлечение финансирования
страхование


2008.12.02 17:04 А.Кокошин: Инновационная система России требует еще очень значительных усилий
По мнению А. Кокошина, сегодня крайне важно начать массовое обновление технологического оборудования промышленных предприятий, совмещая это с массовой переподготовкой кадров, которые должны работать на этом оборудовании
2008.10.08 14:49 В лабиринтах дефицита
Для нормального развития отечественного машиностроения не хватает поддержки государства

   
 
     
   
уставный капитал
лизинг
 
     


 
2006.09.29 16:54


Уважаемые участники съезда!
Позвольте поприветствовать вас от имени депутатов Государственной Думы, партии "Единая Россия" и от себя лично! Как вы знаете, 2 декабря в городе Екатеринбурге состоится VII съезд Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Место проведения съезда выбрано не случайно – Свердловская область и весь Уральский регион исторически являются оплотом отечественной промышленности. Сегодня Уральский федеральный округ дает пятую часть общего объема произведенной в России промышленной продукции.

Для нашей страны промышленность является основой экономического развития. Каждый пятый из числа занятых в экономике работает в промышленном секторе, а вклад этого сектора в валовой внутренний продукт еще выше – 28 процентов.

Свердловская область – центр промышленного Урала – развивается темпами выше среднероссийских. Источником такого экономического роста является именно промышленность. Важно, что значительное внимание уделяется высоким технологиям и инновациям. Так, "Уральский оптико-механический завод" и "Уральский приборостроительный завод" начали разработку и производство высокотехнологичной медицинской техники. Эта задача, отмечу, является сегодня одним из основных приоритетов России. "Уралвагонзавод" осваивает производство новой техники для сельского хозяйства, транспорта, других отраслей.

Строить и модернизировать заводы – вот девиз уральцев. Хочу положительно отметить в этой связи деятельность регионального отделения "Единой России". Авторитет партии растет за счет реальных дел по поддержке строительства, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Избиратели видят, что "Единая Россия" – реальная созидательная сила.

Хотелось бы сказать несколько слов об Уральском федеральном округе в целом. Он обеспечивает треть поступлений в федеральный бюджет, более половины экспортной выручки.

В территориальном разделении труда Урал выделяется как крупнейший производитель технологического оборудования, военной техники и вооружения. Главное конкурентное преимущество Урала – высокий уровень индустриального развития, весомый научно-технический и технологический потенциал.

Восточным территориям округа принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии. Главное экономическое преимущество этих территорий – наличие богатейших энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов.

Кроме того, округ имеет очень выгодное географическое положение. Через него проходят транспортные коридоры, соединяющие Европу и Азию.

Стимулом экономического развития региона может послужить реализация проекта "Урал промышленный – Урал Полярный", который не только ускорит рост ВВП, но и позволит решить ряд социальных задач.

Данный проект – одно из перспективнейших инвестиционных направлений. По значимости его сравнивают с освоением газовых и нефтяных месторождений в Западной Сибири. Дело в том, что на северном Урале, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах уже есть разведанные залежи железной руды, других полезных ископаемых, необходимых для работы металлургической отрасли.

Развитие промышленности в рамках региона – безусловно, важная и значимая задача. Однако на этом направлении нужна и федеральная политика. Лишь ее наличие, лишь совмещение регионального и федерального планирования может дать по-настоящему сильные стимулы для развития промышленности в масштабах всей страны.

В конце прошлого века к самому словосочетанию "промышленная политика" отношение было неоднозначным. Я думаю, вы все это прекрасно помните. Между тем опыт стран, во второй половине XX века добившихся наибольших успехов в развитии индустрии, показывает, что такая политика эффективна. Франция, Япония, Южная Корея – все это страны с рыночной экономикой, которые многому могут научить.

Промышленность – главный сектор национальной экономики. От его состояния зависят и темпы экономического роста, и его качество, и уровень жизни граждан, и обеспечение суверенитета страны. Наличие развитой промышленности позволяет людям жить не одним днем, а планировать свое будущее, чувствовать уверенность и в себе, и в своем государстве.

Когда нет промышленных предприятий, человек вынужден идти торговать. Сфера торговли, конечно, очень важна, но только если в ассортименте представлены товары собственного производства.

На наш взгляд, модернизация приоритетных секторов промышленности, о которой говорил в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин, является одной из наиболее актуальных задач. И для ее решения, безусловно, нужна целенаправленная политика.

1. Необходимо стратегическое планирование. Это было обозначено в решениях прошедшего в прошлом году съезда партии "Единая Россия". Об этом мы говорим и сегодня.

Речь, разумеется, не идет о возвращении к практике Госплана. Однако механизм согласования долгосрочных стратегий сопряженных отраслей, поставщиков и потребителей, необходим.

Нужно учитывать, что стратегическое планирование – один из важнейших инструментов, повышающих эффективность расходования государственных средств. Ведь для значительной части бюрократии хорошее, сильное, эффективное планирование – это не очень здорово. Тогда сразу высвечиваются все те "кармашки", уголки, куда бюрократия стремится спрятать от общественности, от парламента имеющиеся ресурсы.

2. В условиях рыночной экономики, когда решения об инвестициях принимают хозяйствующие субъекты, необходимо обеспечить эффективную судебную защиту прав собственности.

Решение данной задачи немыслимо без укрепления судебной системы, правоохранительных органов. Эта работа сегодня ведется и в части повышения их профессионализма, и в части повышения зарплат. Однако параллельно должна расти ответственность чиновников. Коррупция есть и в судах, и в правоохранительных органах. Мы знаем о ней, боремся с ней, и продолжим бороться впредь. Закрывать глаза на это проблему мы не намерены.

3. Необходимо снижение налогового бремени на производителей промышленной и высокотехнологичной продукции. Составная часть этой политики – создание стимулов для капиталовложений, для НИОКР, для широкого внедрения наукоемкой продукции.

Если же говорить о ставках налогов в целом, то их снижение должно быть продолжено. В то же время нужно признать, что за прошедшие годы на этом направлении мы достигли заметных успехов. Сейчас обложение организаций несырьевого сектора является достаточно низким по сравнению как с развитыми, так и развивающимися странами. Это создает российским компаниям ощутимые конкурентные преимущества.

Однако есть и проблемы, связанные с налоговым администрированием. И они могут свести на нет все остальные достижения налоговой реформы.

Особого внимания заслуживают налог на добавленную стоимость и единый социальный налог. Именно с ними связаны сегодня главные проблемы предприятий. Зачет и возврат НДС оценивается многими специалистами как одна из наиболее "коррупционных" точек экономики. Поэтому изменения, связанные с администрированием этого налога, а возможно и его реформа, заслуживают самого внимательного рассмотрения. Последнее в полной мере относится и к ЕСН. Одним из возможных решений является перевод данного налога на страховую основу.

4. Важным условием развития отечественной обрабатывающей промышленности является продуманная курсовая политика. Речь идет о предоставлении благоприятных возможностей для конкуренции с иностранным поставщиками. Наблюдающееся в последние годы укрепление реального курса рубля, которое мотивируется борьбой с инфляцией, многими экспертами оценивается как вышедшее за рамки целесообразного. В этом году данный показатель уже превысил 7 процентов. По-видимому, настало время взять курс на стабилизацию данного показателя.

Важна и таможенная политика, которая, с одной стороны, призвана упростить приобретение современного оборудования, не производимого в России, а с другой – облегчить подъем отечественного машиностроения.

5. Развитие экономики требует взвешенной антимонопольной политики. Нужно контролировать рост цен естественных монополий, добиваясь прозрачности и обоснованности их тарифов, и не допускать злоупотреблений доминирующим положением в остальных секторах. В то же время нельзя допускать и административного давления на производителей. Мы все знаем, как в течение десятилетия искусственно занижались тарифы в ЖКХ. Нынешнее плачевное состояние отрасли, в разы опережающий инфляцию рост цен – следствие, в том числе, тех популистских решений.

6. Говоря о развитии экономики, нельзя обойти вниманием вопрос о вступлении в ВТО. Будет ли России выгодно или невыгодно участие в данной организации, зависит от условий вступления. Сегодня есть уверенность, что мы способны отстоять все принципиальные для страны позиции. И мы готовы предоставить вам, представителям бизнеса, доступные нам партийные и парламентские механизмы для диалога с Правительством, для защиты важнейших секторов. Убежден: лишь такая совместная работа, диалог предпринимателей и власти, может дать действительно позитивный результат.

7. Для осуществления масштабного промышленного строительства необходимо развитие соответствующей инфраструктуры. Это означает снижение бюрократических барьеров при отводе новых промышленных площадок, гарантии обеспечения новых промышленных объектов электроэнергией и газом, другими услугами естественных монополий. Сегодня нерешенность задач в части экономической инфрастуктуры создает "узкие места", тормозящие развитие всей экономики. Среди наиболее очевидных примеров – энергетика и транспорт.

8. Нужно обеспечить особой, необходимой им поддержкой приоритетные отрасли экономики. Это те сектора, от которых зависит обеспечение суверенитета страны, высокие технологии, в которых Россия имеет потенциальные конкурентные преимущества, и базовая инфраструктура.

Государство имеет в своем распоряжении достаточно инструментов, чтобы, действуя в рамках рыночных методов, сохраняя макроэкономическую и бюджетную стабильность, должным образом стимулировать их развитие. Это и лизинг, и субсидирование процентных ставок, и проекты в рамках государственно-частного партнерства, и развитие инфраструктуры. При этом становится все более очевидным, что в условиях несовершенной экономики едва ли найдутся рыночные силы, которые сформируют стратегические решения, способные реформировать экономику изнутри. В подобном контексте принятие таких решений государством становится актуальной задачей.

Говоря о приоритетах, о диверсификации экономики, нельзя обойти вниманием отрасль, которая является базой для развития. Я имею в виду машиностроение.

Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства у нас составляет около 20 процентов. Этого мало. В СССР она доходила до 26 процентов. В развитых странах она колеблется от 35 до 50 процентов, что позволяет им обновлять технологическое оборудование в большинстве отраслей каждые 7-10 лет, обеспечивая тем самым высокий уровень технологического развития.

Состояние нашего машиностроения сегодня позволяет осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка. Лишь в энергетическом машиностроении мы занимаем 2,5 процента в объеме экспорта соответствующего оборудования на мировом рынке. По другим позициям – всего-навсего доли процента. Из 45 позиций машиностроительной продукции, учитываемой внешнеторговой статистикой ООН, наша страна лишь по пяти имеет превышение экспорта над импортом, а по 40 позициям выступает как нетто-импортер. Это мы хорошо видим по числу импортных автомобилей, электробытовых товаров, фотоаппаратуры, аудио- и видеооборудования, телевизоров и других изделий.

В России более 50 тысяч предприятий машиностроения и металлообработки. Но конкурировать с зарубежными производителями у нас в состоянии лишь немногие. Мировому уровню соответствует только четвертая часть наших технологий. Лишь 5 процентов парка оборудования оснащено числовым программным управлением. Все это отражается на качестве конечной продукции, которую мы, кстати, выпускаем по стандартам, не гармонизированным с международными.

При этом пути решения проблем очевидны. Это модернизация производства и внедрение систем менеджмента качества, что позволит нам перейти на международные стандарты. Это инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 процентов в год и опережающее обновление технологической базы. Это решение проблемы подготовки профессиональных кадров. Это прогрессивная амортизационная политика, разумные налоговые и таможенные меры.

К сожалению, принятые в этих направлениях правительственные решения так и остались, в основном, нереализованными. Среди них Государственная стратегия развития станкостроительной и инструментальной промышленности на период до 2005 года, соответствующая Федеральная целевая программа по реформированию и развитию отрасли, другие важные и нужные документы. Поэтому мы ставим вопрос о разработке и осуществлении государственной политики в отношении машиностроительного комплекса.

Переход к инновационной экономике требует качественного повышения уровня образования. Без подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров невозможно и развитие машиностроения современного уровня.

В этой связи мы будем поддерживать создание Большого Евразийского Университета в Екатеринбурге, где будет осуществляться соответствующая мировым стандартам подготовка инженерных кадров для экономики в целом и машиностроения в частности.

Развитие человеческого потенциала требует новых подходов не только в сфере образования. Хотелось бы отметить в этой связи еще один проект, готовящийся к реализации на территории области. Он предполагает создание в городе Екатеринбурге нового микрорайона строительной площадью свыше 15 миллионов квадратных метров. Там будут жить более 300 тысяч человек. По сути, речь идет о строительстве нового города, со всей необходимой инфраструктурой. Опыт, который будет получен при проектировании и строительстве проекта "Академический", сможет найти применение во многих регионах страны.

Вопрос, который сегодня активно обсуждается в связи с существующим профицитом федерального бюджета – это вопрос о государственных инвестициях.

Государственные инвестиции, очевидно, необходимы. Существует целый круг социальных и экономических задач, которые никто, кроме государства, решить не в состоянии. В первую очередь речь идет об инфраструктурных проектах. Социальная инфраструктура попадает в сферу ответственности государства почти полностью, а экономическая – в той ее части, которая характеризуется огромными объемами вложений и долгими сроками окупаемости.

Считаю, что программа развития страны должна исходить из повышенного внимания к инфраструктуре. По мере обкатки и достижения приемлемого уровня эффективности государственных инвестиционных проектов, необходимо увеличение объемов государственных капитальных расходов. Пока их масштаб крайне недостаточен.

Это важнейшие меры, которые государство должно предпринять по созданию благоприятных условий для развития промышленности. Но со своей стороны, и предприниматели должны обратить особое внимание на эту сферу. Главная задача – повышение конкурентоспособности промышленной продукции, с тем, чтобы ее качество соответствовало спросу, а издержки производства и сбыта находились на уровне иностранных конкурентов. Кооперация и другие формы сотрудничества с передовыми иностранными фирмами, использование их опыта по организации производственного процесса позволят нам выйти в число лидеров мировой промышленности по всем ключевым направлениям.

Я убежден – разумное сочетание государственной поддержки, частной инициативы и передовых технологий решит эту задачу.

 


109012, Москва, ул. Ильинка, 5/2

тел: +7 (495) 780-0853
e-mail: info@ssmp.ru
www.ssmp.ru


Патронаж Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
выставочно-ярмарочных мероприятий

copyright (c) ssmp