Торгово-промышленная палата Российской ФедерацииНО «Топливно-энергетический союз»Ассоциация российских банковМосковская международная бизнес ассоциация
   

консалтинговое сопровождение
юридическое сопровождение
привлечение финансирования
страхование


2008.12.02 17:04 А.Кокошин: Инновационная система России требует еще очень значительных усилий
По мнению А. Кокошина, сегодня крайне важно начать массовое обновление технологического оборудования промышленных предприятий, совмещая это с массовой переподготовкой кадров, которые должны работать на этом оборудовании
2008.10.08 14:49 В лабиринтах дефицита
Для нормального развития отечественного машиностроения не хватает поддержки государства

   
 
     
   
уставный капитал
лизинг
 
     


 
2006.07.21 10:55

«Главный стратегический приоритет

 – сделать Россию конкурентоспособной»

 

 На вопросы корреспондента отвечает генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциаци, председатель Комитета по развитию потребительского рынка  Александр Борисов.


- Александр Иванович, тема нашего разговора и общая, и частная одновременно – как помочь российскому бизнесу стать конкурентоспособным, инвестиционно-привлекательным?

Первое – это не мешать. Постдефолтная практика, когда Правительство РФ возглавлял Е.П. Примаков, показала, что если власть занимается решением своих естественных задач (лечить, учить, защищать и т.д.), а бизнес – своих (производить товары и услуги), то даже в сложнейших социально-экономических условиях возможен выход из кризиса.

Второе – государство просто обязано устанавливать единые условия работы для всех и обеспечивать поддержание конкурентной среды. Опыт последних лет свидетельствует о том, что и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне власти редко удерживаются от соблазна поучаствовать в переделе рынков. Свидетельством этому являются недавние громкие дела против ряда сенаторов, губернаторов, и мэров и даже депутатов.

Третье – обеспечить стабильность. Прежде всего, конечно, экономическую – путем более точных экономических прогнозов (у бизнеса должны быть ориентиры), менее частых изменений законодательной базы (бизнес должен иметь возможность планировать свое развитие). Но также и социальную – через разумное бюджетирование, и политическую – отказавшись от схемы определения преемника в самый последний момент. Общественное мнение все больше склоняется в пользу продления мандата нынешнего президента. И это особенно понятно бизнесу, ведь стабильность – главное условие инвестиционной привлекательности.

 

- Что для этого необходимо сделать в перспективе и в ближайшее время? Каковы, на ваш взгляд, стратегические и тактические приоритеты?

 

Самый главный стратегический приоритет – сделать Россию конкурентоспособной в мировом разделении труда. По одному из направлений – ресурсному – это уже потихоньку начинается. Возьмите примеры ТНК-ВР, «Северсталь» - Arcelor, «Лукойла» в США. Однако, здесь речь идет о внешних рынках. Гораздо, может быть важнее, сделать нашу страну мощным внутренним рынком. Опыт ведущих держав мира убедительно показывает, что ориентация национальной экономики в первую очередь на внутреннее потребление делает всю структуру производственно-распределительного механизма в целом более сбалансированной, а экономический рост более устойчивым. Но, что может быть, еще более важно для России, растущий внутренний рынок – это своего рода защитная подушка в случае резкого падения сырьевых цен на мировых рынках.

Но чтобы решить эти стратегические задачи, надо сначала решить целую серию проблем, скажем так, тактического характера, но от этого не менее важных. Так, в современных условиях уже не столько производство играет решающую роль, сколько тщательный учет потребительских потребностей и скорейшее их удовлетворение соответствующими товарами и услугами. Но без развитой инфраструктуры и современных систем логистики и связи это невозможно.

Далее, внутренний рынок может расти и развиваться только в случае повышения жизненного уровня населения, сокращения бедности. Именно бедность сегодня является одним из основных источников таких общественно значимых зол, как коррупция, преступность, ксенофобия. Именно бедность прямо или косвенно тормозит и развитие демократии и зарождение гражданского общества. Занимать по настоящему гражданские позиции может позволить себе только экономически независимый человек.

Наконец, еще одной актуальной проблемой является уровень государственного управления, качество отечественной бюрократии. Даже по данным МЭРТа, только 14% россиян удовлетворены работой государственных органов. Суть этой проблемы в том, что, являясь одним из наиболее консервативных элементов общества, современная бюрократия всех уровней, с одной стороны, унаследовала старые пороки советского времени, а с другой, - приобрела новые рыночные. Задача руководителей всех уровней должна заключаться в том, чтобы позиция чиновника изменилась с «это сделать нельзя, потому что…» на «это сделать можно, если…». Без такой трансформации менталитета чиновников, без изменения их отношения к предпринимателям в целом, будет очень трудно добиться впечатляющих результатов. А посредственные нас сегодня устроить не могут. В глобализующемся мире все процессы протекают гораздо быстрее.

 

- Я знаю, что ММБА оказалась в числе учредителей Союза содействия модернизации промышленности. Что это за Союз? Почему он оказался в радиусе интересов ММБА?

 

ММБА – многопрофильная ассоциация, объединяющая в своих рядах 200 компаний, банков, предприятий из 23 стран мира. Она по существу отражает почти весь спектр отечественного и зарубежного бизнеса, представленного в России. Мы понимаем, что будущее российской экономики во многом зависит от того, насколько быстро и эффективно мы сможем обновить основные фонды. Без широкого импорта современного технологического оборудования это невозможно. 11 июля 2003 года вышло распоряжение ГТК РФ «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Для того, чтобы расширить круг организаций, которые могут им воспользоваться и облегчить прохождение официальных процедур, по инициативе ТПП РФ и ФТС РФ была создана новая некоммерческая организация Союз содействия модернизации промышленности (НО ССМП), где ММБА выступила соучредителем, вместе с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией страховщиков России и НО Топливно-энергетический союз.

 

 

 

- Каковы его задачи и каким образом его создание, в частности, может быть одним из шагов навстречу процветанию российской экономики?

 

Изучив сложившуюся ситуацию, определив «слабые звенья» в цепочке прохождения промышленного оборудования через таможню, ССМП предлагает заинтересованным организациям помощь в своевременном получении таможенных льгот при ввозе технологического оборудования, осуществлении посттаможенного контроля при монтаже и пуске ввезенного оборудования, а также предоставлении, при необходимости, поручительства за своих членов перед таможенными органами и ряд других услуг.

Мы приветствуем Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года №168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования», где речь идет о примерно 700 видов высокотехнологического оборудования, которое в России не производится. Правда, оно рассчитано пока на 9 месяцев, а это малый срок для прохождения всего пути от подготовки контракта до ввоза товара. В будущем, если эта льгота будет действовать на бессрочной основе, у нас, я думаю, будут все возможности для ускорения процесса обновления оборудования для всех желающих. Всех, кого заинтересовала эта информация, приглашаю зайти на сайт НО ССМП www.ssmp.ru.

 

- Как вы оцениваете законодательную базу, созданную в России для работы экономического механизма? Например, то, с чем сталкивается в своей деятельности Союз – Таможенный кодекс?

 

В целом существующая законодательная база уже позволяет нормальную работу хозяйствующих субъектов. Таможенный кодекс в свое время стал образцом того, как можно организовать плодотворную совместную работу предпринимательского сообщества, госорганов и законодателей над важным государственным документом. Конечно, практика показала, что и он не лишен недостатков – ведь жизнь идет, многое меняется. Однако и доработка ТК ведется с участием бизнеса через активно работающий Консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС РФ. Хочу надеяться, что переподчинение службы и кадровые изменения не повредят налаженному алгоритму сотрудничества, Показательно, что даже Всемирная таможенная организация недавно пошла по такому же пути и инициировала создание Консультативной группы частного бизнеса, которая поможет главам таможенных администраций всего мира в обеспечении современных стандартов безопасности и эффективности цепей поставок.

 

- И, в итоге, хотелось бы, чтобы вы прокомментировали состояние российской экономики (конкурентоспособность, инвестиции, потребительский рынок) в развитии, от 1998 года до сегодняшнего момента.

Как председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, я хотел бы ограничиться кратким обзором своего сектора, который, как зеркало, отражает состояние современной экономики.

Совершив в начале 90-х годов прошлого столетия переход в иную общественно-экономическую формацию, Россия вольно или невольно оказалась вынужденной развиваться в условиях «общества потребления». Для многих российских экономистов стало открытием, что благополучие страны и ее экономического механизма напрямую зависит от состояния потребительского рынка, а падение объемов продаж потребительских товаров и услуг является первым симптомом замедления экономического роста и наоборот. 2005 год и особенно его вторая половина ярко это продемонстрировали, поскольку именно ускорение в секторах, не конкурирующих с импортом – в розничной торговле (прирост более 11%) и строительстве (более 7%) позволило в очередной раз скорректировать цифру роста ВВП за 2005 год с 5,9% до 6,4%.

Являясь одной из 5 базовых отраслей экономики (наряду с промышленностью, сельским хозяйством, строительством и транспортом), торговля все последние годы активно развивается темпами на уровне 10%-15%, что, конечно же, важно для решения задачи удвоения ВВП. Отрасль отличается высокой долей частной собственности (96%) и растущим уровнем конкуренции в большинстве сегментов, что, с одной стороны, является стимулом ее дальнейшего развития, а с другой – позволяет лидировать в списке наиболее прибыльных отраслей, уступая лишь транспортировке нефти и газа и, время от времени, связи. Уровень износа основных фондов в отрасли составляет всего 30%, тогда как в целом по экономике почти в 2 раза выше, в то же время здесь высок уровень ввода новых мощностей – торговых и торгово-развлекательных комплексов, супермаркетов и т.д. С 2002 года торговля, как правило, опережает промышленность по привлечению прямых иностранных инвестиций, что опровергает распространенное мнение, что иностранцев в России интересует только ТЭК. Да и по доле в производстве ВВП (22%) потребительский рынок уже превзошел нефтяную отрасль и догоняет долю всего ТЭК (27%).

Как мы видим экономическая роль потребительского рынка страны весьма велика, но не менее велико и его социальное влияние на повседневную жизнь и самоощущение общества. Это особенно важно сегодня, когда, по мнению руководства страны и большинства населения, пришла пора конвертировать беспрецедентный рост цен на сырьевые товары на международных рынках в реальное повышение благосостояния россиян, их уверенности в собственном будущем и будущем своей страны, как важного участника всех мировых процессов.

 

- И – ваш прогноз на будущее?

 

Даже в самые сложные периоды наших реформ я всегда с оптимизмом смотрел в будущее своей страны. А сейчас оснований для этого становится все больше. Трудности же и проблемы, о которых я упоминал выше, могут замедлить, но не остановить возвращение Россией достойного ее места в мировом сообществе.

 


109012, Москва, ул. Ильинка, 5/2

тел: +7 (495) 780-0853
e-mail: info@ssmp.ru
www.ssmp.ru


Патронаж Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
выставочно-ярмарочных мероприятий

copyright (c) ssmp